В Нью-Йорке есть один супер-классный музей, которому не очень повезло с названием: оно значительно скромнее, чем само арт-пространство.
Источник: Wikipedia
Neue Galerie New York (“Новая Галерея”, в переводе с немецкого), которая на самом деле не галерея, а полноценный музей. В остальном название говорящее само за себя: музей действительно не старый, существует с 2001 года и посвящен немецкому и австрийскому искусству и дизайну начала XX века
Музей был задуман двумя близкими друзьями: арт-дилером Сержем Сабарски и бизнесменом Рональдом Лаудером.
Справка для зануд: родители братьев Лаудеров основали вторую по величине в мире косметическую компанию Estée Lauder (первое место у L’Oréal), в которую входит, например, мой любимый бренд Le Labo. Офис корпорации располагается в GM Building на пятой авеню.
В Neue Galerie всего три небольших этажа:
— На первом одно из лучших музейных кафе Sabarsky (есть в мой рейтинг ТОП-5 музейных кафе), а какие там десерты ! 🤤
— На втором этаже музея представлены произведения Австрии начала XX века, в том числе картины Климта, Кокошки и Шиле
— На третьем этаже представлены немецкие работы той же эпохи, включая художественные движения “Синий всадник”, “Мост” и Баухауз. Из художников, например, Кандинский, Клее, Кирхнер и другие.
🥇🖼 Но при этом все знают музей по одной невероятной картине:
Источник: Wikimedia Commons
В 2006 году Лаудер купил в музей картину Климта “Портрет Адели Блох-Бауэр I”, между прочим, написанную маслом на холсте с сусальным золотом!
Как тогда писали, сумма сделки была 135 миллионов долларов, что сделало картину на тот момент самой дорогой картиной из когда-либо проданных.
Сейчас в музее идет выставка Klimt Landscapes (“Пейзажи Климта”, до 6 мая), в том числе с участием пейзажей Густава, которые приехали из частных коллекций Европы и США.
Источник: COURTESY OF THE NEUE GALERIE
С картиной Климта “Портрет Адели” (простите, что сокращаю) связана уникальная история, по которой даже сняли фильм!
Как я писал ранее, в 2006 году музей картину Климта “Портрет Адели Блох-Бауэр I” за рекордные 135 миллионов долларов США, что сделало ее самой дорогой картиной в мире.
Но проблема в том, что до этого картина была украдена нацистами в 1941 году, после чего была выставлена Galerie Belvedere в Австрии, где она и осталась после Второй Мировой. И вроде как Адель сама того хотела, и нацисты как бы выполнили ее пожелание.
Хотя на самом деле картина принадлежала Фердинанду Блох-Бауэру, мужу Адель, которая и была написана Климтом на картине. В завещании Фердинанда было указано, что его имущество должно перейти к племяннику и двум племянницам,
В 1998 году в Австрии выходит закон о реституции (возвращение) конфискованных нацистами произведений искусства. В то же время Австрия открывает доступ к архивам для проведения исследований.
Чем и пользуется Мария Альтман (та самая племянница Фердинанда), подав в 1999 в суд на Австрийскую галерею. Точнее, она хотела вернуть только пейзажи, но Австрия настолько ее сильно раздражала своей халатностью, что Мария решает отсудить всю коллекцию.
И этот суд выигрывает в 2006 году (!). И продает, как вы догадались, в том же 2006 году картину за рекордную сумму основателю Neue Galerie.
По мотивам этой истории в 2015 году вышел фильм «Женщина в золоте» (Woman in Gold). К слову, фильм получил номинацию на Оскар в категории «Лучшая женская роль».
Или есть еще документалка Stealing Klimt (2007 год), в которой есть и интервью с Марией Альтман, её адвокатом Рэндолом Шенбергом и журналистом-расследователем Хубертусом Чернином.
В 1998 году именно Хубертус Чернин установил, что в галерее Бельведер хранилось несколько работ, украденных у еврейских владельцев во время войны, и что галерея отказалась вернуть произведения искусства их первоначальным владельцам или признать факт кражи.
📍1048 5th Ave (карта)
💸 $28, билеты на сайте музея, или бесплатно первую пятницу каждого месяца с 5 до 8 вечера
🏆 11 место в моем рейтинге из 100+ музеев Нью-Йорка
⭐️ Канал про Нью-Йорк и США @tokenfriend